Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: видеолекции
Продолжительность: 01:28:15
Год выпуска: 2011
Описание: В лекции академика РАН Юрия Алексеевича Рыжова будет рассматриваться фундаментальная наука механика и ее раздел – аэродинамика – как основа фантастического скачка в развитии летательной техники в ХХ веке, ее история, состояние и перспективы.
Видео: 720x536 (1.34:1), 25 fps, XviD build 47 ~2117 kbps avg, 0.22 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Релиз группы:
Автор рипа: fesermih ...
Лучшее в категории - Документальное кино / Видеолекции
16
сен
2011
сен
2011
ACADEMIA. Тигран Мкртычев. "Искусство буддизма. I-Х вв. н.э."(1 и 2 лекции) (ГТРК "Культура") [2011, культура, TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: культура
Продолжительность: 01:27:54
Год выпуска: 2011
Описание: Доктор искусствоведения Тигран Константинович Мкртычев рассказывает о проблеме формирования антропоморфного образа Будды. По существу, этот образ стал основой иконографии одной из древнейших мировых религий. Существует несколько точек зрения на процесс его появления.
Видео: 720x536 (1.34:1), 25 fps, XviD build 47 ~1929 kbps avg, 0.20 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Релиз группы:
Автор рипа: fesermih
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: культура
Продолжительность: 01:27:54
Год выпуска: 2011
Описание: Доктор искусствоведения Тигран Константинович Мкртычев рассказывает о проблеме формирования антропоморфного образа Будды. По существу, этот образ стал основой иконографии одной из древнейших мировых религий. Существует несколько точек зрения на процесс его появления.
Видео: 720x536 (1.34:1), 25 fps, XviD build 47 ~1929 kbps avg, 0.20 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Релиз группы:
Автор рипа: fesermih
Доп.информация
Будда Шакьямуни
Будда Шакьямуни (санскр. Śākyamuni – Шакьямуни, пали Sakyamuni – Сакьямуни, тиб. shA kya thub pa – Шакья Туппа, букв. Мудрец из рода Шакья) – Татхагата нашего времени. По некоторым оценкам, время его жизни – 624-544 года до н.э. На сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что Будда жил приблизительно в конце VI – начале V века до нашей эры. Вероятно, в будущем точное время будет установлено научными методами. Его Святейшество Далай-лама уже предлагал провести анализ сохранившихся реликвий с помощью современных технологий для установления времени жизни Будды.
Имя Шакьямуни переводится как "Мудрец из рода Шакья".
Из биографии Будды Шакьямуни
Шакьямуни родился в царской семье, принадлежавшей к роду Шакья.
Отец – царь Шуддходана Гаутама (санскр. Śuddhodana, пали Suddhodana, тиб. zas gtsang ma – [Cэ-цан'-ма] – Зэцангма, букв. "Чистое подношение пищи", "Чистая пища") – правил небольшим государством с центром в городе Капилавасту (санскр. Kapilavastu, пали Kapilavatthu), располагавшемся на берегу реки Рохини, протекающей у южного подножья Гималаев (ныне это территория Непала в южной его части). Мать – царица Майя (санскр. Māyā, букв. "Иллюзия" / Махамайя) – была дочерью дяди царя, который также царствовал в одном из соседних государств.
Более двадцати лет у супругов не было детей. Но однажды ночью царица увидела сон, в котором белый слон вошёл в неё через правый бок, и она зачала. Царь, придворные и весь народ с нетерпением ожидали рождения ребёнка.
Когда приблизилось время родов, царица, по обычаю своего народа, поехала рожать в дом своих родителей.
В пути она присела отдохнуть в саду Лумбини (санскр. Lumbini, место находится в западной части современного Непала). Был погожий весенний день, в саду цвели деревья ашока. Царица потянулась правой рукой, чтобы сорвать цветущую ветку, схватилась за неё, и в этот момент начались роды.
В истории жизни Будды говорится, что роды у Махамайи прошли безболезненно и чудесным образом: младенец вышел из левого бока матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сделал семь шагов вперёд. Там, где он ступал, под ногами появлялись лотосы. Будущий Будда провозгласил, что он пришёл, чтобы освободить человечество от страданий.
Царь, узнав, что у него родился мальчик, был обрадован. Он назвал сына Сиддхартха (санскр. Siddhārtha), что означает "Достигший цели".
Но после радости царя ждало горе: вскоре умерла царица Майя. Царевича стала растить её младшая сестра Махапраджапати (санскр. Mahāprajāpati, тиб. skye dgu'i bdag mo chen mo / Праджапати, букв. "Госпожа живых существ"; первая из женщин, которая впоследствии приняла Учение Будды).
Недалеко в горах жил святой отшельник по имени Асита. Ему показали новорождённого, и Асита обнаружил на теле младенца тридцать два великих признака и восемьдесят малых признаков, по которым предсказал, что, когда царевич подрастёт, он либо станет вселенским правителем, который способен объединить весь мир (санскр. cakravartin)*, либо, если он покинет дворец и вступит на путь отшельничества, вскоре станет буддой, спасающим живых существ от страданий.
Царь сначала был обрадован, но потом обеспокоился: в своём единственном сыне он желал видеть выдающегося царского наследника, но не аскета-отшельника. Тогда отец Сиддхартхи решил: чтобы не наталкивать сына на философские размышления о смысле жизни, он, царь, создаст для него совершенно райскую атмосферу, исполненную одних наслаждений.
С семи лет царевич обучается грамоте и воинским искусствам. Играть во дворец с царевичем приходили только самые одарённые сверстники, в кругу которых Сиддхартха получал прекрасное образование и осваивал основные воинские искусства, во всём первенствуя среди товарищей.
Когда Сиддхартхе исполнилось 19 лет, по настоянию царя, он выбрал себе в жёны Яшодхару (санскр. Yaśodharā, пали Yasodharā – Ясодхара, букв. "Славная"), дочь шакьи Дандапати (по другим источникам, это была дочь царя Супрабуддха, старшего брата матери царевича, жившего в замке Дэвадаха). От Яшодхары у Сиддхартхи родился сын, которого он назвал Рахула.
До 29 лет принц прожил во дворцах своего отца. Позже Будда рассказывал ученикам об этих днях:
"Монахи, я жил в роскоши, в предельной роскоши, в полной роскоши. У моего отца в нашем дворце были даже лотосовые пруды: в одном из них цвели красные лотосы, в другом белые лотосы, в третьем голубые лотосы, все ради меня. Я использовал сандаловое дерево только из Бенареса. Мой тюрбан был из Бенареса, моя туника, нижняя одежда, и накидка тоже. Надо мной днем и ночью держали белый зонт, чтобы защищать меня от холода, жары, пыли, грязи, и росы.
У меня было три дворца: один для холодного сезона, один для жаркого сезона, и один для дождливого сезона. Во время четырех месяцев дождливого сезона меня развлекали во дворце для дождливого сезона музыканты, среди которых не было ни одного мужчины, и я ни разу не выходил из дворца. В других домах прислугу, работников и дворецких кормили чечевичной похлебкой и дробленым рисом, а в доме моего отца слуг, работников и дворецких кормили пшеницей, рисом и мясом.
Хотя я и был одарен таким богатством, такой полной роскошью, ко мне пришла мысль: "Когда необразованный, заурядный человек, который сам подвержен старению, не преодолел старения, видит другого человека, который стар, он испытывает страх, презрение и отвращение, забывая о том, что он сам подвержен старению, не преодолел старения. Если я, подверженный старению, не преодолевший старения, буду испытывать страх, презрение и отвращение при виде другого старого человека, это будет неподобающим для меня". Когда я заметил это, свойственная молодым людям опьянённость юностью полностью прошла".
(Из сутры о роскоши – "Сукхамала сутта")
Открытие непостоянства молодости, непостоянства здоровья, непостоянства жизни привели царевича к переосмыслению своей жизни, и он понял, что никакие дворцы не оберегут его от старости, болезней и смерти. И в этой жизни, как и во многих своих прошлых жизнях, он выбрал путь отшельничества в поисках свободы от непостоянства.
Он пришёл к отцу и сказал:
– Наступило время моего ухода. Прошу тебя не препятствовать мне и не печалиться.
Царь ответил:
– Я дам тебе всё, что ты можешь пожелать, если только ты останешься во дворце.
На это Сиддхартха сказал:
– Дай мне вечную юность, здоровье и бессмертие.
– Я бессилен дать тебе это, – ответил царь, и в ту же ночь Сиддхартха тайком ушел из дворца.
Обрезав волосы в знак отречения от мира, он присоединился к странствующим монахам. Было ему в ту пору 29 лет.
Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана Райваты, но быстро оставил это место и перешел в Вайшали, к известному созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому, к старинной индийской философской школе Санкхья. У Арада-Каламы было 300 учеников, которых он обучал медитации Сферы Ничто (Мир Полного Отсутствия Всего, принадлежит к Миру Без Форм). После недолгой тренировки Бодхисаттва сумел достичь состояния погруженности в Сферу Ничто и спросил учителя: "Вы достигли только этой ступени сосредоточения?" "Да, – ответил Арада, – теперь, что знаю я, знаешь ты." Тогда Бодхисаттва подумал: "Значит, нужно искать чего-то более действенного." И ушел в Центральную Индию. Там через некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего 700 учеников сосредоточению ума на Сфере Ни Сознания, Ни Не-Сознания (Мир Ни Присутствия [познания], Ни Отсутствия [познания], принадлежит к Миру Без Форм) и стал учиться у него. За короткое время Бодхисаттва овладел сосредоточением на Сфере Ни Сознания, Ни Не-Сознания. Затем, расспросив Удраку также, как и Араду, он оставил его, осознавая: "Нет, это тоже не ведет к Нирване!" Тогда пять из учеников Удраки последовали за ним.
Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил, что будет самостоятельно вести жизнь в аскезе. Шесть лет он провёл, погружаясь в глубокое сосредоточение. Говорится, что в то время он ел не более трёх зёрен в день, и поэтому сильно ослаб.
Почувствовав однажды, что такая аскеза становится крайностью, и ему для продолжения духовной практики необходимо подкрепиться, он пошёл вдоль реки в сторону Бодхгаи и встретив крестьянскую девушку Суджату, принял от неё подношение пищи, чашу простокваши или молока с мёдом и рисом. Пять сподвижников-аскетов, увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это как падение, потеряли веру в него, покинули его и ушли в сторону Варанаси. Бодхисаттва же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив пищей силы, перешёл реку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи (прим: в ботанике этот вид зовётся теперь ficus religiosa).
Сиддхартха дал себе слово: "Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места пока не достигну". Не обращая внимания на дьявольские запугивания и искушения Мары, он вошёл в глубокое медитативное погружение (самадхи) и, не сходя со своего места, вскоре реализовал непревзойдённое состояние Будды. В это время ему было 35 лет.
С этого времени для Будды началась деятельность по спасению живых существ от оков Сансары.
Первыми его учениками стали те пятеро сподвижников (тиб. lnga sde bzang po), которые ранее покинули его, думая, что Гаутама не выдержал суровой аскезы. Им Будда прочитал свою первую проповедь, которая позже получила название "Первый Поворот Колеса Дхармы" ("Сутра о Начале Вращения Колеса Закона"). В ней Будда изложил основы учения о Четырёх Благородных Истинах. Это произошло в Оленьем парке города Сарнатх (близ Варанаси в Прибежище для Игр, что в Исипатане).
В Раджагрихе царь Бимбисара преисполнился веры в Учение Будды. Остановившись в его дворце, Будда Шакьямуни стал проповедовать Учение по всей стране. Вскоре его учениками стало более двух тысяч человек, включая двух его главных учеников Шарипутру и Маудгальяяну.
Царь Шуддходана, вначале не желавший, чтобы его сын оставил мирскую жизнь, и поэтому глубоко опечаленный его уходом из дворца, Махапраджапати, вскормившая царевича, царевна Ясодхара и другие из рода Шакья также стали его последователями и учениками.
Проповедуя 45 лет Учение, Божественный Мудрец из рода Шакья достиг возраста 80 лет. В Вайсали, по пути из Раджагрихи в Шравасти, Будда в разговоре с Анандой предсказывает, что уйдёт в Нирвану через три месяца. Затем, продолжая свой путь и проповедуя Дхарму, Будда достиг Павы, где отведал пищу, поднесённую ему кузнецом Чундой, сушённую свинину, причину его физического недомогания. Зная, что он ест, Будда запрещает употреблять её сопровождавшим Будду ученикам.
В возрасте 80 лет на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир Страданий, войдя в Маха-Паринирвану (Высшую Окончательную Нирвану).
В тот день он вошёл в лес деревьев сала и лёг отдохнуть между двумя высокими деревьями. Лёжа на земле, он продолжал наставлять своих учеников.
Вот слова Будды, когда перед смертью он наставлял пришедшего к нему человека по имени Субхадра:
"О Субхадра, когда я достиг возраста 29 лет, я стал монахом и 51 год практиковал каждую возможную добродетель. О Субхадра, религиозная дисциплина, которой недостаёт Восьмеричного Святого Пути, не осуществляет четырёх результатов, достигаемых отшельником. Но если Восьмеричный Путь существует, тогда эти результаты реализуются. Отдельно не может быть реального достижения святости".
Будда Шакьямуни (санскр. Śākyamuni – Шакьямуни, пали Sakyamuni – Сакьямуни, тиб. shA kya thub pa – Шакья Туппа, букв. Мудрец из рода Шакья) – Татхагата нашего времени. По некоторым оценкам, время его жизни – 624-544 года до н.э. На сегодня большинство исследователей сходятся во мнении, что Будда жил приблизительно в конце VI – начале V века до нашей эры. Вероятно, в будущем точное время будет установлено научными методами. Его Святейшество Далай-лама уже предлагал провести анализ сохранившихся реликвий с помощью современных технологий для установления времени жизни Будды.
Имя Шакьямуни переводится как "Мудрец из рода Шакья".
Из биографии Будды Шакьямуни
Шакьямуни родился в царской семье, принадлежавшей к роду Шакья.
Отец – царь Шуддходана Гаутама (санскр. Śuddhodana, пали Suddhodana, тиб. zas gtsang ma – [Cэ-цан'-ма] – Зэцангма, букв. "Чистое подношение пищи", "Чистая пища") – правил небольшим государством с центром в городе Капилавасту (санскр. Kapilavastu, пали Kapilavatthu), располагавшемся на берегу реки Рохини, протекающей у южного подножья Гималаев (ныне это территория Непала в южной его части). Мать – царица Майя (санскр. Māyā, букв. "Иллюзия" / Махамайя) – была дочерью дяди царя, который также царствовал в одном из соседних государств.
Более двадцати лет у супругов не было детей. Но однажды ночью царица увидела сон, в котором белый слон вошёл в неё через правый бок, и она зачала. Царь, придворные и весь народ с нетерпением ожидали рождения ребёнка.
Когда приблизилось время родов, царица, по обычаю своего народа, поехала рожать в дом своих родителей.
В пути она присела отдохнуть в саду Лумбини (санскр. Lumbini, место находится в западной части современного Непала). Был погожий весенний день, в саду цвели деревья ашока. Царица потянулась правой рукой, чтобы сорвать цветущую ветку, схватилась за неё, и в этот момент начались роды.
В истории жизни Будды говорится, что роды у Махамайи прошли безболезненно и чудесным образом: младенец вышел из левого бока матери, которая в это время стояла, ухватившись за ветвь дерева. Родившись, царевич сделал семь шагов вперёд. Там, где он ступал, под ногами появлялись лотосы. Будущий Будда провозгласил, что он пришёл, чтобы освободить человечество от страданий.
Царь, узнав, что у него родился мальчик, был обрадован. Он назвал сына Сиддхартха (санскр. Siddhārtha), что означает "Достигший цели".
Но после радости царя ждало горе: вскоре умерла царица Майя. Царевича стала растить её младшая сестра Махапраджапати (санскр. Mahāprajāpati, тиб. skye dgu'i bdag mo chen mo / Праджапати, букв. "Госпожа живых существ"; первая из женщин, которая впоследствии приняла Учение Будды).
Недалеко в горах жил святой отшельник по имени Асита. Ему показали новорождённого, и Асита обнаружил на теле младенца тридцать два великих признака и восемьдесят малых признаков, по которым предсказал, что, когда царевич подрастёт, он либо станет вселенским правителем, который способен объединить весь мир (санскр. cakravartin)*, либо, если он покинет дворец и вступит на путь отшельничества, вскоре станет буддой, спасающим живых существ от страданий.
Царь сначала был обрадован, но потом обеспокоился: в своём единственном сыне он желал видеть выдающегося царского наследника, но не аскета-отшельника. Тогда отец Сиддхартхи решил: чтобы не наталкивать сына на философские размышления о смысле жизни, он, царь, создаст для него совершенно райскую атмосферу, исполненную одних наслаждений.
С семи лет царевич обучается грамоте и воинским искусствам. Играть во дворец с царевичем приходили только самые одарённые сверстники, в кругу которых Сиддхартха получал прекрасное образование и осваивал основные воинские искусства, во всём первенствуя среди товарищей.
Когда Сиддхартхе исполнилось 19 лет, по настоянию царя, он выбрал себе в жёны Яшодхару (санскр. Yaśodharā, пали Yasodharā – Ясодхара, букв. "Славная"), дочь шакьи Дандапати (по другим источникам, это была дочь царя Супрабуддха, старшего брата матери царевича, жившего в замке Дэвадаха). От Яшодхары у Сиддхартхи родился сын, которого он назвал Рахула.
До 29 лет принц прожил во дворцах своего отца. Позже Будда рассказывал ученикам об этих днях:
"Монахи, я жил в роскоши, в предельной роскоши, в полной роскоши. У моего отца в нашем дворце были даже лотосовые пруды: в одном из них цвели красные лотосы, в другом белые лотосы, в третьем голубые лотосы, все ради меня. Я использовал сандаловое дерево только из Бенареса. Мой тюрбан был из Бенареса, моя туника, нижняя одежда, и накидка тоже. Надо мной днем и ночью держали белый зонт, чтобы защищать меня от холода, жары, пыли, грязи, и росы.
У меня было три дворца: один для холодного сезона, один для жаркого сезона, и один для дождливого сезона. Во время четырех месяцев дождливого сезона меня развлекали во дворце для дождливого сезона музыканты, среди которых не было ни одного мужчины, и я ни разу не выходил из дворца. В других домах прислугу, работников и дворецких кормили чечевичной похлебкой и дробленым рисом, а в доме моего отца слуг, работников и дворецких кормили пшеницей, рисом и мясом.
Хотя я и был одарен таким богатством, такой полной роскошью, ко мне пришла мысль: "Когда необразованный, заурядный человек, который сам подвержен старению, не преодолел старения, видит другого человека, который стар, он испытывает страх, презрение и отвращение, забывая о том, что он сам подвержен старению, не преодолел старения. Если я, подверженный старению, не преодолевший старения, буду испытывать страх, презрение и отвращение при виде другого старого человека, это будет неподобающим для меня". Когда я заметил это, свойственная молодым людям опьянённость юностью полностью прошла".
(Из сутры о роскоши – "Сукхамала сутта")
Открытие непостоянства молодости, непостоянства здоровья, непостоянства жизни привели царевича к переосмыслению своей жизни, и он понял, что никакие дворцы не оберегут его от старости, болезней и смерти. И в этой жизни, как и во многих своих прошлых жизнях, он выбрал путь отшельничества в поисках свободы от непостоянства.
Он пришёл к отцу и сказал:
– Наступило время моего ухода. Прошу тебя не препятствовать мне и не печалиться.
Царь ответил:
– Я дам тебе всё, что ты можешь пожелать, если только ты останешься во дворце.
На это Сиддхартха сказал:
– Дай мне вечную юность, здоровье и бессмертие.
– Я бессилен дать тебе это, – ответил царь, и в ту же ночь Сиддхартха тайком ушел из дворца.
Обрезав волосы в знак отречения от мира, он присоединился к странствующим монахам. Было ему в ту пору 29 лет.
Вначале Сиддхартха направился к отшельникам, жившим вокруг брахмана Райваты, но быстро оставил это место и перешел в Вайшали, к известному созерцателю Арада-Каламе, принадлежавшему по своим воззрениям, по-видимому, к старинной индийской философской школе Санкхья. У Арада-Каламы было 300 учеников, которых он обучал медитации Сферы Ничто (Мир Полного Отсутствия Всего, принадлежит к Миру Без Форм). После недолгой тренировки Бодхисаттва сумел достичь состояния погруженности в Сферу Ничто и спросил учителя: "Вы достигли только этой ступени сосредоточения?" "Да, – ответил Арада, – теперь, что знаю я, знаешь ты." Тогда Бодхисаттва подумал: "Значит, нужно искать чего-то более действенного." И ушел в Центральную Индию. Там через некоторое время он встретил Удрака Рамапутру, обучавшего 700 учеников сосредоточению ума на Сфере Ни Сознания, Ни Не-Сознания (Мир Ни Присутствия [познания], Ни Отсутствия [познания], принадлежит к Миру Без Форм) и стал учиться у него. За короткое время Бодхисаттва овладел сосредоточением на Сфере Ни Сознания, Ни Не-Сознания. Затем, расспросив Удраку также, как и Араду, он оставил его, осознавая: "Нет, это тоже не ведет к Нирване!" Тогда пять из учеников Удраки последовали за ним.
Придя на берег реки Найранджаны, Сиддхартха решил, что будет самостоятельно вести жизнь в аскезе. Шесть лет он провёл, погружаясь в глубокое сосредоточение. Говорится, что в то время он ел не более трёх зёрен в день, и поэтому сильно ослаб.
Почувствовав однажды, что такая аскеза становится крайностью, и ему для продолжения духовной практики необходимо подкрепиться, он пошёл вдоль реки в сторону Бодхгаи и встретив крестьянскую девушку Суджату, принял от неё подношение пищи, чашу простокваши или молока с мёдом и рисом. Пять сподвижников-аскетов, увидев, что Сиддхартха вернулся к нормальной пище, восприняли это как падение, потеряли веру в него, покинули его и ушли в сторону Варанаси. Бодхисаттва же помылся, постриг волосы и бороду, отросшие за годы отшельничества, и, восстановив пищей силы, перешёл реку и сел под развесистое дерево, именуемое с тех пор древом Бодхи (прим: в ботанике этот вид зовётся теперь ficus religiosa).
Сиддхартха дал себе слово: "Пусть высохнет моя кровь, пусть сгниёт моё мясо, пусть истлеют мои кости, но я не сдвинусь с этого места пока не достигну". Не обращая внимания на дьявольские запугивания и искушения Мары, он вошёл в глубокое медитативное погружение (самадхи) и, не сходя со своего места, вскоре реализовал непревзойдённое состояние Будды. В это время ему было 35 лет.
С этого времени для Будды началась деятельность по спасению живых существ от оков Сансары.
Первыми его учениками стали те пятеро сподвижников (тиб. lnga sde bzang po), которые ранее покинули его, думая, что Гаутама не выдержал суровой аскезы. Им Будда прочитал свою первую проповедь, которая позже получила название "Первый Поворот Колеса Дхармы" ("Сутра о Начале Вращения Колеса Закона"). В ней Будда изложил основы учения о Четырёх Благородных Истинах. Это произошло в Оленьем парке города Сарнатх (близ Варанаси в Прибежище для Игр, что в Исипатане).
В Раджагрихе царь Бимбисара преисполнился веры в Учение Будды. Остановившись в его дворце, Будда Шакьямуни стал проповедовать Учение по всей стране. Вскоре его учениками стало более двух тысяч человек, включая двух его главных учеников Шарипутру и Маудгальяяну.
Царь Шуддходана, вначале не желавший, чтобы его сын оставил мирскую жизнь, и поэтому глубоко опечаленный его уходом из дворца, Махапраджапати, вскормившая царевича, царевна Ясодхара и другие из рода Шакья также стали его последователями и учениками.
Проповедуя 45 лет Учение, Божественный Мудрец из рода Шакья достиг возраста 80 лет. В Вайсали, по пути из Раджагрихи в Шравасти, Будда в разговоре с Анандой предсказывает, что уйдёт в Нирвану через три месяца. Затем, продолжая свой путь и проповедуя Дхарму, Будда достиг Павы, где отведал пищу, поднесённую ему кузнецом Чундой, сушённую свинину, причину его физического недомогания. Зная, что он ест, Будда запрещает употреблять её сопровождавшим Будду ученикам.
В возрасте 80 лет на окраине города Кушинагара Будда покинул этот Мир Страданий, войдя в Маха-Паринирвану (Высшую Окончательную Нирвану).
В тот день он вошёл в лес деревьев сала и лёг отдохнуть между двумя высокими деревьями. Лёжа на земле, он продолжал наставлять своих учеников.
Вот слова Будды, когда перед смертью он наставлял пришедшего к нему человека по имени Субхадра:
"О Субхадра, когда я достиг возраста 29 лет, я стал монахом и 51 год практиковал каждую возможную добродетель. О Субхадра, религиозная дисциплина, которой недостаёт Восьмеричного Святого Пути, не осуществляет четырёх результатов, достигаемых отшельником. Но если Восьмеричный Путь существует, тогда эти результаты реализуются. Отдельно не может быть реального достижения святости".
17
сен
2011
сен
2011
ACADEMIA. Юрий Рыжов. "Аэродинамика" (1 и 2 лекции) (ГТРК "Культура") [2011, видеолекции, TVRip]
22
июл
2010
июл
2010
ACADEMIA.Константин Анохин."Мозг и разум".1 и 2 лекции(ГТРК "Культура")[2010,Научно-познават.,TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: Научно-познавательные
Продолжительность: 01:27:02
Год выпуска: 2010
В ролях: профессор Константин Анохин
Описание: Научная лекция от профессора, член-корреспондента Российской академии медицинских наук Константина Анохина, который является заведующим отделом системогенеза НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина и одновременно руководителем российско-британской лаборатории нейробиологии памяти. В лекции будут обсуждаться вопросы физиологии памяти, как хранится и извлекает ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: Научно-познавательные
Продолжительность: 01:27:02
Год выпуска: 2010
В ролях: профессор Константин Анохин
Описание: Научная лекция от профессора, член-корреспондента Российской академии медицинских наук Константина Анохина, который является заведующим отделом системогенеза НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина и одновременно руководителем российско-британской лаборатории нейробиологии памяти. В лекции будут обсуждаться вопросы физиологии памяти, как хранится и извлекает ...
24
ноя
2010
ноя
2010
Academia. Лев Зеленый. Солнечная империя (1 и 2 лекции) (ГТРК "Культура") [2010, лекция, TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: лекция, научно-познавательный
Продолжительность: 01:28:16
Год выпуска: 2010
В ролях: Лев Матвеевич Зелёный – академик РАН, доктор физико-математических наук
Описание: Лев Матвеевич Зелёный – академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор, директор Института космических исследований РАН. Девизом его института стали слова: «Мы открываем Вселенную». «Как образовалась Солнечная система? Звезды живут, рождаются и умирают, на их месте образуются газо-пылевые облака… И ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: лекция, научно-познавательный
Продолжительность: 01:28:16
Год выпуска: 2010
В ролях: Лев Матвеевич Зелёный – академик РАН, доктор физико-математических наук
Описание: Лев Матвеевич Зелёный – академик РАН, доктор физико-математических наук, профессор, директор Института космических исследований РАН. Девизом его института стали слова: «Мы открываем Вселенную». «Как образовалась Солнечная система? Звезды живут, рождаются и умирают, на их месте образуются газо-пылевые облака… И ...
31
июл
2010
июл
2010
ACADEMIA. Михаил Маров. "Солнечная система". Лекции 1 и 2 (ГТРК "Культура") [2010, Научно-познавател
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: Научно-познавательные
Продолжительность: 01:28:07
Год выпуска: 2010
В ролях: Академик, доктор физико-математических наук Михаил Маров
Описание: В своей лекции член-корреспондент РАН, член Международной Академии астронавтики и Британского Королевского астрономического общества, президент Отделения планетных наук Международного Астрономического Союза Михаил Маров расскажет о структуре, происхождении и эволюции Солнечной системы. Рейтинг на IMDB: отсутствует
Видео: 720x544 (1. ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: Научно-познавательные
Продолжительность: 01:28:07
Год выпуска: 2010
В ролях: Академик, доктор физико-математических наук Михаил Маров
Описание: В своей лекции член-корреспондент РАН, член Международной Академии астронавтики и Британского Королевского астрономического общества, президент Отделения планетных наук Международного Астрономического Союза Михаил Маров расскажет о структуре, происхождении и эволюции Солнечной системы. Рейтинг на IMDB: отсутствует
Видео: 720x544 (1. ...
26
ноя
2010
ноя
2010
Academia. Наталия Басовская. Столетняя война (лекции 1 и 2 ) (ГТРК "Культура") [2010, лекция, история, TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: лекция, история
Продолжительность: 01:27:29
Год выпуска: 2010
В ролях: Доктор исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская
Описание: Крупнейший российский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская расскажет об истории затянувшихся военных конфликтов между Англией и Францией, длившихся примерно с 1337 по 1453 годы. Проанализирует истоки этого первого общеевропейского военно-политического конфликта и его влияние на становлени ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: лекция, история
Продолжительность: 01:27:29
Год выпуска: 2010
В ролях: Доктор исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская
Описание: Крупнейший российский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор Наталия Ивановна Басовская расскажет об истории затянувшихся военных конфликтов между Англией и Францией, длившихся примерно с 1337 по 1453 годы. Проанализирует истоки этого первого общеевропейского военно-политического конфликта и его влияние на становлени ...
19
мар
2011
мар
2011
Academia. Наталия Нарочницкая." Забытая война и преданные герои... " (2011, 1 и 2-я лекции, TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Жанр: телевизионные передачи
Продолжительность: 00:40:00 + 00:40:00
Год выпуска: 2011
В ролях: Доктор исторических наук Наталия Алексеевна Нарочницкая
Описание: «Тщетно русский человек будет искать на российской земле знак или памятник, который бы напоминал о героях Первой мировой войны. Он не найдет их, как не найдет в учебниках до сих пор правды об этой войне, – говорит доктор исторических наук Наталия Нарочницкая. – Эта война за передел мира, который случается при каждом переходе в новое столетие, стал ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Жанр: телевизионные передачи
Продолжительность: 00:40:00 + 00:40:00
Год выпуска: 2011
В ролях: Доктор исторических наук Наталия Алексеевна Нарочницкая
Описание: «Тщетно русский человек будет искать на российской земле знак или памятник, который бы напоминал о героях Первой мировой войны. Он не найдет их, как не найдет в учебниках до сих пор правды об этой войне, – говорит доктор исторических наук Наталия Нарочницкая. – Эта война за передел мира, который случается при каждом переходе в новое столетие, стал ...
25
фев
2011
фев
2011
ACADEMIA. Алексей Розанов. "Зарождение жизни на Земле" (1 и 2 лекции) [2010, видеолекции, TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: научно-познавательные
Продолжительность: 01:27:59
Год выпуска: 2010
В ролях: Академик РАН Алексей Юрьевич Розанов
Описание: Академик РАН, директор Палеонтологического института РАН Алексей Юрьевич Розанов расскажет о современной палеонтологии, которая позволяет достаточно точно датировать время появления на нашей планете всевозможных организмов: от простейших до высокоорганизованных. Новейшие открытия представляют нам сенсационные данные, позволяющие в корне пересмотреть сл ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: научно-познавательные
Продолжительность: 01:27:59
Год выпуска: 2010
В ролях: Академик РАН Алексей Юрьевич Розанов
Описание: Академик РАН, директор Палеонтологического института РАН Алексей Юрьевич Розанов расскажет о современной палеонтологии, которая позволяет достаточно точно датировать время появления на нашей планете всевозможных организмов: от простейших до высокоорганизованных. Новейшие открытия представляют нам сенсационные данные, позволяющие в корне пересмотреть сл ...
01
дек
2012
дек
2012
Academia. Борис Любимов. Александр Солженицын. Вехи пути ( 1 и 2 лекции ) (ГТРК "Культура ") [2011, Видеолекции, TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура "
Жанр: Видеолекции
Продолжительность: 01:28:14
Год выпуска: 2011
Описание: В лекциях профессора, ректора театрального института имени Щепкина Бориса Николаевича Любимова рассматриваются основные этапы и главные темы творческого пути выдающегося русского писателя Александра Солженицына в историко-литературном контексте.
Видео: 720x552 (1.30:1), 25 fps, XviD build 50 ~2187 kbps avg, 0.22 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Релиз группы:
Автор рипа: fes ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура "
Жанр: Видеолекции
Продолжительность: 01:28:14
Год выпуска: 2011
Описание: В лекциях профессора, ректора театрального института имени Щепкина Бориса Николаевича Любимова рассматриваются основные этапы и главные темы творческого пути выдающегося русского писателя Александра Солженицына в историко-литературном контексте.
Видео: 720x552 (1.30:1), 25 fps, XviD build 50 ~2187 kbps avg, 0.22 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Релиз группы:
Автор рипа: fes ...
24
дек
2010
дек
2010
ACADEMIA: А.Жолковский.О понятиях инвариант и поэтический мир(1-2 лекции)(Культура) [2010, науч.-познавательный, TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: Научно-познавательный
Продолжительность: 01:27:13
Год выпуска: 2010
В ролях: Александр Константинович Жолковский – лингвист, писатель, профессор .
Описание: Александр Константинович Жолковский – лингвист, писатель, профессор университета Южной Калифорнии – внёс значительный вклад в литературоведение. В своей лекции он рассматривает лирику Александра Пушкина и Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и Иосифа Бродского, Александра Кушнера и Сергея Гандлевского с точки зрения их те ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: Научно-познавательный
Продолжительность: 01:27:13
Год выпуска: 2010
В ролях: Александр Константинович Жолковский – лингвист, писатель, профессор .
Описание: Александр Константинович Жолковский – лингвист, писатель, профессор университета Южной Калифорнии – внёс значительный вклад в литературоведение. В своей лекции он рассматривает лирику Александра Пушкина и Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и Иосифа Бродского, Александра Кушнера и Сергея Гандлевского с точки зрения их те ...
24
июл
2010
июл
2010
ACADEMIA.Андрей Зализняк. "Читаем "Слово о полку Игореве". Лекции 1 и 2 (ГТРК "Культура") [2010
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: Научно-познавательные
Продолжительность: 01:19:59
Год выпуска: 2010
В ролях: Академик РАН Андрей Зализняк
Описание: Научная лекция от академика РАН по секции литературы и языка Отделения истории и филологии Андрея Зализняка. Лекция поднимает вопрос о проблеме подлинности древнерусского литературного произведения «Слово о полку Игореве». Будут приведены и проанализированы различные исследования о происхождении этого “памятника”. Проект канала “Культура” ACADEMIA представляет ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: Научно-познавательные
Продолжительность: 01:19:59
Год выпуска: 2010
В ролях: Академик РАН Андрей Зализняк
Описание: Научная лекция от академика РАН по секции литературы и языка Отделения истории и филологии Андрея Зализняка. Лекция поднимает вопрос о проблеме подлинности древнерусского литературного произведения «Слово о полку Игореве». Будут приведены и проанализированы различные исследования о происхождении этого “памятника”. Проект канала “Культура” ACADEMIA представляет ...
26
мар
2011
мар
2011
ACADEMIA. Михаил Угрюмов. Основные принципы функционирования мозга.(1-я и 2-я лекции) [2010, науч.-позн., TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Выпущено: ГТРК "Культура"
Жанр: научно-познавательные
Продолжительность: 01:28:48
Год выпуска: 2010
В ролях: Академик РАН Михаил Вениаминович Угрюмова
Описание: Человеческий мозг изучен пока еще крайне мало, но современное состояние науки о мозге позволяет понять многие процессы, происходящие в нем, а также обещает в перспективе создание принципиально новых методов лечения пока еще неизлечимых заболеваний.
Видео: 720x552 (1.30:1), 25 fps, XviD build 47 ~2184 kbps avg, 0.22 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG La ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Выпущено: ГТРК "Культура"
Жанр: научно-познавательные
Продолжительность: 01:28:48
Год выпуска: 2010
В ролях: Академик РАН Михаил Вениаминович Угрюмова
Описание: Человеческий мозг изучен пока еще крайне мало, но современное состояние науки о мозге позволяет понять многие процессы, происходящие в нем, а также обещает в перспективе создание принципиально новых методов лечения пока еще неизлечимых заболеваний.
Видео: 720x552 (1.30:1), 25 fps, XviD build 47 ~2184 kbps avg, 0.22 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG La ...
30
авг
2013
авг
2013
Academia. Ирина Попова. Поиски и находки в Центральной Азии ( 2 лекции из 2 ) (ГТРК "Культура") [2013, видеолекции, TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: видеолекции
Продолжительность: 2х00:43:00
Год выпуска: 2013
Описание: Лекции о значении исследования российских ученых на обширных пространствах Центральной Азии для формирования мирового востоковедения читает Ирина Федоровна Попова - доктор исторических наук, директор института восточных рукописей РАН, бывшего азиатского музея, старейшего востоковедного центра Европы, профессор Санкт Петербургского государственного университета.
Видео: 720x544 (1.32:1), 25 fps, XviD MPEG-4 ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: видеолекции
Продолжительность: 2х00:43:00
Год выпуска: 2013
Описание: Лекции о значении исследования российских ученых на обширных пространствах Центральной Азии для формирования мирового востоковедения читает Ирина Федоровна Попова - доктор исторических наук, директор института восточных рукописей РАН, бывшего азиатского музея, старейшего востоковедного центра Европы, профессор Санкт Петербургского государственного университета.
Видео: 720x544 (1.32:1), 25 fps, XviD MPEG-4 ...
25
сен
2013
сен
2013
Academia. Федор Успенский. Язык имен в Древней Руси и Скандинавии ( 2 лекции из 2 ) (ГТРК "Культура") [2013, видеолекции, TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: видеолекции
Продолжительность: 2х00:43:00
Год выпуска: 2013
Описание: Успенский Федор Борисович - доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории медиевистических исследований Высшей школы экономики, профессор Российского государственного гуманитарного университета. Лекция "Язык имен в Древней Руси и Скандинавии" посвящена ритуалу выбора имени для наследника у средневековых правителей Руси. На какое имя ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: видеолекции
Продолжительность: 2х00:43:00
Год выпуска: 2013
Описание: Успенский Федор Борисович - доктор филологических наук, заместитель директора Института славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник лаборатории медиевистических исследований Высшей школы экономики, профессор Российского государственного гуманитарного университета. Лекция "Язык имен в Древней Руси и Скандинавии" посвящена ритуалу выбора имени для наследника у средневековых правителей Руси. На какое имя ...
30
мар
2013
мар
2013
Academia. Нелли Мотрошилова. "Мартин Хайдеггер: драмы жизни и метаморфозы философских идей" ( 2 лекции из 2 ) (ГТРК "Культура") [2012, биографии, личности, TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: биографии, личности
Продолжительность: 01:28:10
Год выпуска: 2012
Описание: Философия Мартина Хайдеггера (26.09.1889 - 26.05.1976), признанного мыслителя ХХ века, и в нашем столетии продолжает оказывать огромное влияние - не только на философию, но и на другие гуманитарные области. Парадокс в том, что философия Хайдеггера, с одной стороны, в высшей степени сложна, специализирована, трудна для передачи на иных языках, но, с другой стороны, его произведения и идеи живут акти ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: биографии, личности
Продолжительность: 01:28:10
Год выпуска: 2012
Описание: Философия Мартина Хайдеггера (26.09.1889 - 26.05.1976), признанного мыслителя ХХ века, и в нашем столетии продолжает оказывать огромное влияние - не только на философию, но и на другие гуманитарные области. Парадокс в том, что философия Хайдеггера, с одной стороны, в высшей степени сложна, специализирована, трудна для передачи на иных языках, но, с другой стороны, его произведения и идеи живут акти ...
27
мар
2013
мар
2013
Academia. Наталия Басовская. "Король Генрих IV. "Шекспировские страсти" и историческая реальность" ( 2 лекции из 2 ) (ГТРК "Культура") [2012, видеолекции, TVRip]
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: видеолекции
Продолжительность: 01:28:56
Год выпуска: 2012
Описание: В лекции доктора исторических наук, профессора, заведующей кафедрой всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ Наталии Ивановны Басовской анализируется судьба основоположника династии Ланкастеров в Англии Генриха IV, одного из "шекспировских королей". Лектор сопоставляет историческую реальность Англии эпохи позднего Средневековья и художественно-психологический портрет Генриха IV, представленных в ...
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: ГТРК "Культура"
Жанр: видеолекции
Продолжительность: 01:28:56
Год выпуска: 2012
Описание: В лекции доктора исторических наук, профессора, заведующей кафедрой всеобщей истории Историко-архивного института РГГУ Наталии Ивановны Басовской анализируется судьба основоположника династии Ланкастеров в Англии Генриха IV, одного из "шекспировских королей". Лектор сопоставляет историческую реальность Англии эпохи позднего Средневековья и художественно-психологический портрет Генриха IV, представленных в ...